ПИКНИК
Некоторое время группа успешно сотрудничала с самодеятельным театром Ленинградского политехнического института, где участвовала в постановке музыкального спектакля Слово о полку Игореве.
В марте 1979 ПИКНИК, состав которого усилил однокашник Михайлова Юрий Данилов (флейта, кларнет), дебютировал на ежегодном фестивале Весна в Ленинградском политехническом институте, где сразу был замечен. Вскоре расстался с театральными подмостками и на протяжении следующих двух лет был одним из наиболее активных участников подпольной рок-сцены Ленинграда, а также побывал в Новгороде и Москве. Репертуар ПИКНИКА в эти годы опирался, главным образом, на песни Добычина и Омельниченко энергичные рок-н-роллы или бит с симпатичными мелодиями и простодушно-рефлексивными текстами в духе популярной МАШИНЫ ВРЕМЕНИ (несколько номеров этого периода сохранилось в записи на дебютном альбоме ПИКНИКА Дым). В рядах группы побывали разные музыканты, среди которых следует отметить Павла Кондратенко (впоследствии ДЕМОКРИТОВ КОЛОДЕЦ и АЛИСА) и Петра Трощенкова. В начале 1981 ПИКНИК принял деятельное участие в создании Ленинградского рок-клуба, а той же осенью оригинальный состав группы распался: Данилов ушел в ТАМБУРИН, Омельниченко в ОРНАМЕНТ, Трощенков начал играть с АКВАРИУМОМ, Михайлов стал членом совета рок-клуба, а в 1982 был избран его президентом. Волощук и Добычин собрали новую версию группы, в которую вошли участники еще одной рок-клубовской группы ЛАБИРИНТ Эдмунд Шклярский (гитара, фортепиано, вокал) и Александр Савельев (гитара).
Эдмунд Шклярский (p. 26 сентября 1955, Ленинград) вырос в семье с крепкими музыкальными традициями, учился играть на скрипке, однако знакомство с рок-н-роллом поставило крест на его академической карьере. Осенью 1972 он несколько недель репетировал с Борисом Гребенщиковым, в ту пору второкурсником факультета прикладной математики Ленинградского университета (легендарный АКВАРИУМ тогда существовал скорее в его воображении, нежели на самом деле), но, в конце концов, предпочел идти своим путем.
Годом позже он поступил в Ленинградский политехнический институт, а осенью 1973 организовал там свою первую группу УДИВЛЕНИЕ. Следующей весной группа приняла участие в третьем фестивале групп политехнического института, получив специальный приз жюри за песню Э. Шклярского Дилижанс вопреки господствовавшей в рок-движении моде на англоязычные стандарты, он с самого начала хотел петь по-русски и только свои песни.
В середине 70-х годов Шклярский недолго играл в ОРИОНЕ, потом репетировал с будущим основателем СТРАННЫХ ИГР Виктором Сологубом и, наконец, стал участником группы ЛАБИРИНТ, с которой был принят в рок-клуб, а после ее распада попал в ПИКНИК.
Регулярно меняя барабанщиков и совершенствуя аппаратуру (на которой прошла едва ли не большая часть концертов рок-клуба в первой половине 80-х годов, в том числе его 1-й фестиваль), ПИКНИК постепенно пробился в число самых популярных групп клуба. В 1982 на студии Андрея Тропилло они записали альбом Дым, который открыл Шклярского как сильного мелодиста и одаренного поэта. Весной 1983 ПИКНИК расстался с Добычиным (он вернулся к академической карьере и незаконченной диссертации) и занял третье место на фестивале рок-клуба, а еще через год раскололся надвое: Шклярский и Савельев ушли на профессиональную сцену, оставив за собой название ПИКНИК, а Волощук и игравшие в группе на тот момент Сергей Шепель (гитара, фортепиано) и Леонид Кирнос (барабаны), организовали недолговечное ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
В конце 1984 Шклярский и Савельев при поддержке сессионных музыкантов Виктора Сергеева (клавишные), Владимира Сизова (бас) и Александра Федорова (барабаны) записали свой второй альбом Танец Волка возможно, лучшую в истории ПИКНИКА работу, полную мрачных образов и драматических сюжетов, навеянных готическими рассказами Эдгара По и Натаниэля Готорна, а в музыкальном отношении близкую к эстетике барокко-рока.
Благодаря расходившимся по стране записям популярность ПИКНИКА росла, хотя группа в этот период практически не существовала. Лишь в 1986 был сформирован ее новый состав: Шклярский, Савельев, бывший участник группы ЗЕРКАЛО Сергей Воронин (p. 29 марта 1956; клавишные), Юрий Ключанцев (клавишные, саксофон), Виктор Евсеев (бас, вокал) и Вадим Пономарев (ритм-бокс). Последнего через год сменил Леонид Кирнос (p. 28 августа 1957), некогда игравший в самодеятельном ПИКНИКЕ и группе ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
В сентябре 1988 ПИКНИК впервые за несколько лет выступил с сольной программой перед многотысячной аудиторией и был с восторгом встречен слушателями. Фирма Мелодия одну за другой выпустила две их пластинки.
В январе 1989 группа чуть было не развалилась: вызванный популярностью приступ персональных амбиций повлек за собой уход Евсеева и Ключанцева, которые собрали группу ЗАМОК ЗО с покинувшими при аналогичных обстоятельствах АЛИСУ Андреем Шаталиным и Павлом Кондратенко. Бас-гитару снова взял в руки ветеран Сизов. В этом составе в сентябре 1989 группа выступила на организованном Александром Житинским и Андреем Тропилло под эгидой журнала Аврора одноименном рок-фестивале, где прозвучали фрагменты их новой программы. К марту 1990 ЗАМОК ЗО, записав единственный альбом и совершив несколько гастрольных поездок, развалился, а ПИКНИК восстановил состав образца 1988.
После длительного перерыва ПИКНИК вернулся в студию и записал мощный и убедительный в музыкальном отношении альбом Харакири (1992). Савельев к этому времени покинул сцену, став директором группы. Позднее он передал этот пост бывшему барабанщику ПИКНИКА, Алику Бахтиярову. Чтобы заполнить некоторый вакуум в сценических аранжировках, в ПИКНИК был приглашен гитарист Андрей Мерчанский (опять-таки, из ПРОДОЛЖЕНИЯ СЛЕДУЕТ и осовремененной версии рекшановского САНКТ-ПЕТЕРБУРГА). Он оставался в группе до весны 1994, после чего покинул музыку, а позже эмигрировал. Единственной вышедшей в этот период работой группы стал Коллекционный альбом, в котором были представлены лучшие номера из репертуара группы за 198290.
Казалось, ПИКНИК был обречен на судьбу многих групп, пик популярности которых пришелся на времена андерграунда и последовавшей за ним эйфории конца 80-х годов, однако группа удивила всех, найдя силы изменить устойчивый стереотип восприятия своей музыки лишь как повода для ностальгии. Изданный после длительной паузы в 1995 альбом Немного Огня уверенно подтвердил, что мелодический дар Шклярского с годами не скудеет, а его умение вписывать свои мелодии в современный музыкальный контекст, не меняя в них ни единой ноты и не изменяя избранному стилю, достойно восхищения.
В 1996 на свет появился новый восьмой (или девятый, если приплюсовать коллективный сборник Вампирские Песни, в котором музыка ПИКНИКА занимает центральное место) диск Жень-шень, началось переиздание его музыкальных архивов (интересно, что альбомы ПИКНИКА оформлены иллюстрациями Шклярского, что лишний раз демонстрирует многогранность его дарования).
Не обошлось и без потерь. Осенью 1994 в автокатастрофе погиб барабанщик, а затем директор группы, Алик Бахтияров. Летом 1996 группу во второй раз оставили Евсеев и Ключанцев. Их место на этот раз занял не известный до этого момента Александр Рокин (р. 5 апреля 1963). ПИКНИК продолжает выступать и записываться.
Андрей Бурлака
Дискография:
Танец волка (Аура, 1984)
Дым (Аура, 1993)
Коллекционный альбом 1983-93 (Аура, 1994)
Харакири (Anima Vox, 1994; Студия Союз, 1996)
Немного огня (Аура, 1995; Студия Союз 1996)
Родом ниоткуда (Аура, 1995; Студия Союз 1996)
Иероглиф (Студия Союз, 1995)
Жень-Шень (Студия Союз, 1996)
Танец Волка (Студия Союз, 1996)
Вампирские песни (Студия Союз, 1996)
Дым (Студия Союз, 1996)
Вампирские песни (Аура, 1996)